Живые и статичные шрифты
Любой контурный шрифт (TrueType или PostScript) — это файл со специальной программой, по которой процессор или графическое приложение строит контуры букв требуемого кегля (размера). Затем программа-растеризатор переводит математически построенные контуры в растровые изображения, чтобы символы можно было отобразить на экране или отправить на устройство вывода. Два голландских дизайнера-программиста - Юст ван Россум (Just van Rossum) и Эрик ван Блокланд (Erik van Blokland) решили добавить в файл шрифта программу генератора случайных чисел и получили шрифт, постоянно меняющий очертания, шумящий, и в одном тексте можно, к примеру найти 80 модификаций буквы «а». Авторы назвали шрифт Беовульф, в честь древнескандинавского эпоса, то есть "Оборотень".
Любой контурный шрифт (TrueType или PostScript) — это файл со специальной программой, по которой процессор или графическое приложение строит контуры букв требуемого кегля (размера). Затем программа-растеризатор переводит математически построенные контуры в растровые изображения, чтобы символы можно было отобразить на экране или отправить на устройство вывода. Два голландских дизайнера-программиста - Юст ван Россум (Just van Rossum) и Эрик ван Блокланд (Erik van Blokland) решили добавить в файл шрифта программу генератора случайных чисел и получили шрифт, постоянно меняющий очертания, шумящий, и в одном тексте можно, к примеру найти 80 модификаций буквы «а». Авторы назвали шрифт Беовульф, в честь древнескандинавского эпоса, то есть "Оборотень".
"Живой" шрифт может быть создан только в формате PostScript Type 3, потому что только так можно ввести дополнительную процедуру непосредственно в один из первых секций файла шрифта. Так, заглянув с помощью функции просмотра в шрифтовой файл, можно прочесть: /newy rand 70 mod 15 sub store}B. Смысл этой строчки таков: при построении каждого символа координата Y переопределяется случайным образом. В результате буквы распечатанного текста, не меняя свой формы, смещаются относительно базовой линии строки.
Несколько сложнее выглядит построение так называемых "беоэффектов", начало которым положил знаменитый Беовульф. Контур буквы произвольно разбивается на отрезки; затем каждая точка сопряжения смещается на некоторую случайную величину. Получается характерный, но никогда не повторяющийся ломаный контур. Команда "создать шрифт" останавливает случайный процесс и порождает статический снимок, стоп-кадр. В форматах TrueType и PostScript Type 1 могут существовать только "статические" шрифты, поскольку там нет возможности вставить генератор псевдослучайных чисел непосредственно в шрифтовой файл.
"Живые" шрифты встречаются редко, причем не только потому, что требуют профессиональных PostScript устройств. Они продолжают "шуметь" при выводе издания на пленки, и во избежание брака при совмещении и печати рекомендуют делать такие надписи однотонными.
Скептики могут возразить: шрифт должен быть ясным и читаемым, он "не имеет права" вмешиваться в процесс чтения. Как и все исторически образовавшиеся формы, шрифт соответствует своему времени (троян, готика, ренессансная антиква, световая реклама, телевидение). В рисунке шрифта всегда сказывается инструмент: в рукописном — перо, в высеченом в камне — резец, в гравированном на камне — штихель. В Европе очень много хороших шрифтов, читаемых, красивых, оригинальных. Рисовать нужный эффект вручную — изнурительный, многодневный труд. Чтобы выделиться на этом фоне, необходимо нечто из ряда вон выходящее. И так появился «очеловеченный» шрифт, шрифт с характером. Рекламное сообщение привлекает прежде всего оформлением. Отдельное слово или фразу можно выделить полиграфическими средствами, поскольку значение воспринимается в первую очередь оптически, то есть глаз определяет «а», «с», и лишь затем буквы складываются в слово.
Возможности компьютера добавляют новые степени свободы, делают работу более живой; шрифты с эффектами помогут вызвать у читателя дополнительное эмоциональное впечатление, с их помощью можно выделить слово или фразу, передать неформальный характер информации, сделать текст более занимательным.
Шрифты нетрадиционных форм можно приобрести или создать самому. Можно пойти первым путем и обогатить свою коллекцию авторскими экспериментальными шрифтами. Хотя ситуация с кириллическими шрифтами обстоит намного хуже, чем с латинскими (причин тому много: от объективно-исторических до субъективно-финансовых), у российского пользователя тоже есть некоторый выбор. Интересные шрифты, первоначально предназначавшиеся для поставки вместе с "Лексиконом", были разработаны фирмой "Микроинформ". Два с лишним десятка шрифтов с эффектами имеется в каталоге фирмы TypeMarket.
Можно пойти вторым путем и приобрести программу ParaNoise, разработанную "Параграфом" специально для создания "живых" и "статических" шрифтов. ParaNoise содержит библиотеку эффектов (в их числе знакомые нам эффекты "пляшущих букв" и "бео") и позволяет наложить понравившийся эффект на любой имеющийся у вас шрифт.
источник: HARD&SOFT #9/1996
Нет комментариев. Ваш будет первым!